Муниципальное казённое образовательное учреждение «Прогимназия «Орлёнок» Утверждаю: Директор Гусеева С.Я. …………………….... «………»……………… РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (Родная- кумыкская литература) «Родное слово» класс на 2023 – 2024 учебный год 1 часа в неделю 34 учебных недель 34 часа в год Составила: Учитель родного языка и литературы Высшей квалификационной категории Арслангереева Д.М. с.Бабаюрт. 2023-2024 уч. год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Родное слово» для учащихся 4 классов составлена с опорой на: - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189); - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"); - Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; - Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»; - Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960; На усвоение данного курса в 4 классе отводится 34 ч ( 1 час в неделю) Цель программы: Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена. Задачи: 1. Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом; 2. Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения; 3. Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного на родном языке; преобразование и интерпретация информации; оценка информации; 4. Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы; 5. Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем; 6. Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения на родном языке как личностно-значимой ценности. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника именно на родном языке, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений: 1. умения, целиком основанные на тексте: – извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения; – найти в тексте информацию, представленную в явном виде; – основываясь на тексте, делать простые выводы; 2. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: – интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»; – устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; – интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; – реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык). Общая характеристика курса. Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты: учащиеся научатся - осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности; - использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов. Метапредметные результаты: учащиеся овладеют - элементарными навыками работы с книгой; - умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический); - элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных). Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений: - определять главную тему, общую цель или назначение текста; предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт; - находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах); - находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.; - выделять термины, обозначающие основные понятия текста. Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений: - понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов; - выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; - формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текта - интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста; - задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; - прогнозировать содержание текста; - использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова. Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений: - составлять план к тексту и структурировать текст, используя план; - приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте; - преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.). Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений: - откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире; - оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте; - использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов; - оценивать не только содержание текста, но и его форму. Предметные результаты: Учащиесяполучат возможность - использовать базовые умения и навыки смыслового чтения на родном языке и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования; - обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях. Календарно-тематическое планирование. № Наименование разделов, п/п блоков, тем Всего Дата проведения часов занятия По фактическая Характеристика плану деятельности учащихся 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения) 1 7.09. Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио 2. Каменный мальчик. 1 14.09. Извлечение нужной информации из текста; составление памятки, работа в группах 1 21.09. Прогнозирование содержания произведения о родине. 1 28.09. Безграничная материнская любовь. Истории и сценки. 1 5.10. Конкурса чтецов произведений о материнской любви с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения 1 12.10. Находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового М.Атабаев.с.17-19. 3. Мой Дагестан. М.Атабаев.с.30-31. 4. Любите матерей. А.Гьамитов.с.35. 5. Колыбельная матери. А.Гьажиев.с.38-39. 6. Родной язык. А.Акаев.с.41-42. (сканирующего чтения) 7. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте) 1 19.10 Находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего чтения) 8. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации) 1 26.10 Поиск информации и понимание прочитанного 9. Умный мальчик. 1 9.11. Поиск и обработка информации в текстах С.43-44. Инсценировка. 10. Так тоже бывает…. 1 16.11. В.Атаев.с.45-48 Поиск и нахождение информации в текстах. Проверка техники чтении. 11. Как построен текст? (Строение 1 текстов разных типов речи) 23.11 Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи 12. Родной язык. 30.11. Развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинноследственные связи, устанавливать аналогии и Пословицы. С.49. 1 сравнения. Анализ пословиц. 13. Будай. 1 7.12. Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи 14. Диалог с текстом (Вопросы к тексту. Толстые и тонкие вопросы. Выделение главной мысли. ) 1 14.12. Составление вопросов к тексту. Составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой 15. Осень. 1 21.12. Осмысление информации, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации 16. Когда текст прочитан 1 (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ. Оценка информации) 28.12. Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ).Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. А.Гьажиев. Ж.Закавова. с.62(Скрытая информация в произведении) 17. Чему я научился (Подведение итогов,) 1 11.01. Создание памятки Лиса ,Волк и медведь.с.75-77. 1 18.01. Находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего чтения) 19. Загадки.с.84-85 25.01. Игра. Кто сколько отгадает загадок. 20. Абусупьян Акаев. 1.02. Жизнь и творчество писателя. 8.02. Извлечение нужной информации из текста; составление памятки, работа в группах 22. Пословицы и поговорки.с.96. 15.02 Извлечение нужной информации из текста; составление памятки, работа в группах 23. Адаты.с.97.Сценка. 22.02. 24. Традиции.с.98. 29.02. 25. Воспитание.с.99. 7.03. Находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего чтения) Инсценирование 18. С.87-89. 21. Человечность. К.Казимов.с.93-94. 26. Лицом к лицу с медведями.с.100-104.Проверка техники чтения. 14.03 Осмысление информации, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации 27. Старый лев.с.107109.А.Токъай. 28.03 Извлечение нужной информации из текста; составление памятки, работа в группах 28. Белая голубь.110114.Доброта.Аткъай. 4.04. 29. Белая голубь.115118.Совесть.Аткъай. 11.04. Извлечение нужной информации из текста; составление памятки, работа в группах 30. Как делили гуся. 18.04. Осмысление информации, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации 31. Спор друзей.А.Гьажиев.с.148149. 25.04. Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ). 32. Шестеро.Б.Магьамматов.с.175177. 16.05. Извлечение нужной информации из текста; составление Тюркская народная сказка.с132-133. Сценка. памятки, работа в группах 33. Сыйыр бизге не бере? 23.05. Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ). 30.05. Создание памяти. А.Акъаев.с.189. 34. Чему я научился (Подведение итогов,) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 1. Къумукъ адабиат.Н.Э.Гьажиагьматов.М.А.Висаитова. А.З.Акъаев. 6. . Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ 7. Справочно-информационный интернет-портал «Родной язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru 8. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru