Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Прогимназия «Орлёнок»
Утверждаю:
Директор
Гусеева С.Я.
……………………....
«………»………………
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
(Родная- кумыкская литература)
«Родное слово»
класс
на 2023 – 2024 учебный год
1 часа в неделю
34 учебных недель
34 часа в год
Составила:
Учитель родного языка и литературы
Высшей квалификационной категории
Арслангереева Д.М.
с.Бабаюрт.
2023-2024 уч. год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Родное слово» для учащихся 4
классов составлена с опорой на:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. № 189);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования");
- Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования»;
- Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС
ООО»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
На усвоение данного курса в 4 классе отводится 34 ч ( 1 час в неделю)
Цель программы: Создать условия, актуализирующие потребность в свободном,
осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста
как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
1. Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к
книге, работе с текстом;
2. Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет
обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
3. Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения
как: поиск информации и понимание прочитанного на родном языке;
преобразование и интерпретация информации; оценка информации;
4. Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные
формы социального и учебно-исследовательского проектирования с
использованием потенциала текстов разной природы;
5. Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью
своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
6. Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для
формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей,
родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения на родном языке
как личностно-значимой ценности.
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения
учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве
результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных
действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В
Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве
приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности
школьника именно на родном языке, осознание себя как грамотного читателя, способного
к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
1. умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
2. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте
собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте
информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Общая характеристика курса.
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие
навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных
(возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)
особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей.
Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного,
эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система
базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей,
которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
учащиеся научатся
- осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения
положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных
познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
- использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования
собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют
- элементарными навыками работы с книгой;
- умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид
чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
- элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь
научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе
умений:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся
читательский и жизненный опыт;
- находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
- находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную,
фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
- выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе
умений:
- понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и
письменной форме главное в содержании текта
- интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте
информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи,
делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли
текста;
- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
- прогнозировать содержание текста;
- использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе
умений:
- составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
- приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
- преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления
информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить
деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
своими представлениями о мире;
- оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений / тезисов;
- оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиесяполучат возможность
- использовать базовые умения и навыки смыслового чтения на родном языке и работы с
текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных
(познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических
задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
- обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с
информацией (текстами) в разных предметных областях.
Календарно-тематическое планирование.
№ Наименование разделов,
п/п блоков, тем
Всего Дата проведения
часов занятия
По
фактическая Характеристика
плану
деятельности
учащихся
1. Умеем ли мы читать? (Виды
чтения)
1
7.09.
Знакомство с
технологией сбора
и анализа
информации о
результатах работы
для портфолио
2. Каменный мальчик.
1
14.09.
Извлечение
нужной
информации из
текста;
составление
памятки, работа в
группах
1
21.09.
Прогнозирование
содержания
произведения о
родине.
1
28.09.
Безграничная
материнская
любовь. Истории и
сценки.
1
5.10.
Конкурса чтецов
произведений о
материнской
любви с целью
поиска всех
непонятных слов и
выражений и
выяснения их
значения
1
12.10.
Находить
требуемую
(нужную)
информацию,
применяя
технологии
поискового
М.Атабаев.с.17-19.
3. Мой Дагестан.
М.Атабаев.с.30-31.
4. Любите матерей.
А.Гьамитов.с.35.
5. Колыбельная матери.
А.Гьажиев.с.38-39.
6. Родной язык.
А.Акаев.с.41-42.
(сканирующего
чтения)
7. Главное и неглавное в тексте
(Виды информации в учебном
тексте)
1
19.10
Находить
требуемую
(нужную)
информацию,
применяя
технологии
поискового
(сканирующего
чтения)
8. Учимся читать учебный текст
(Маркировка информации)
1
26.10
Поиск информации
и понимание
прочитанного
9. Умный мальчик.
1
9.11.
Поиск и обработка
информации в
текстах
С.43-44.
Инсценировка.
10. Так тоже бывает….
1
16.11.
В.Атаев.с.45-48
Поиск и
нахождение
информации в
текстах.
Проверка техники
чтении.
11. Как построен текст? (Строение 1
текстов разных типов речи)
23.11
Составление
таблицы/опорной
схемы/опорного
конспекта по
теории типов речи
12. Родной язык.
30.11.
Развитие
интеллектуальных
умений выявлять и
определять
причинноследственные
связи,
устанавливать
аналогии и
Пословицы.
С.49.
1
сравнения. Анализ
пословиц.
13. Будай.
1
7.12.
Логико-смысловой
анализ текста
художественного
или
публицистического
стиля речи
14. Диалог с текстом (Вопросы к
тексту. Толстые и тонкие
вопросы. Выделение главной
мысли. )
1
14.12.
Составление
вопросов к тексту.
Составление
вопросов в
группах,
взаимообмен
вопросами между
группами и ответы
на те из них,
которые не были
учтены группой
15. Осень.
1
21.12.
Осмысление
информации,
осуществляя
мыслительные
операции анализа и
выделения главной
и второстепенной,
явной и скрытой
информации
16. Когда текст прочитан
1
(Обработка и предъявление
информации: план текста и
пересказ. Оценка информации)
28.12.
Обработка и
предъявление
информации: план
текста и
пересказ).Создание
вторичного
текста на базе
другого (исходного
текста): пересказ
(изложение) как
средство
формирования
коммуникативных
умений.
А.Гьажиев.
Ж.Закавова.
с.62(Скрытая информация в
произведении)
17. Чему я научился (Подведение
итогов,)
1
11.01.
Создание памятки
Лиса ,Волк и медведь.с.75-77.
1
18.01.
Находить
требуемую
(нужную)
информацию,
применяя
технологии
поискового
(сканирующего
чтения)
19. Загадки.с.84-85
25.01.
Игра. Кто сколько
отгадает загадок.
20. Абусупьян Акаев.
1.02.
Жизнь и
творчество
писателя.
8.02.
Извлечение
нужной
информации из
текста;
составление
памятки, работа в
группах
22. Пословицы и поговорки.с.96.
15.02
Извлечение
нужной
информации из
текста;
составление
памятки, работа в
группах
23. Адаты.с.97.Сценка.
22.02.
24. Традиции.с.98.
29.02.
25. Воспитание.с.99.
7.03.
Находить
требуемую
(нужную)
информацию,
применяя
технологии
поискового
(сканирующего
чтения)
Инсценирование
18.
С.87-89.
21. Человечность.
К.Казимов.с.93-94.
26. Лицом к лицу с
медведями.с.100-104.Проверка
техники чтения.
14.03
Осмысление
информации,
осуществляя
мыслительные
операции анализа и
выделения главной
и второстепенной,
явной и скрытой
информации
27. Старый лев.с.107109.А.Токъай.
28.03
Извлечение
нужной
информации из
текста;
составление
памятки, работа в
группах
28. Белая голубь.110114.Доброта.Аткъай.
4.04.
29. Белая голубь.115118.Совесть.Аткъай.
11.04.
Извлечение
нужной
информации из
текста;
составление
памятки, работа в
группах
30. Как делили гуся.
18.04.
Осмысление
информации,
осуществляя
мыслительные
операции анализа и
выделения главной
и второстепенной,
явной и скрытой
информации
31. Спор друзей.А.Гьажиев.с.148149.
25.04.
Обработка и
предъявление
информации: план
текста и пересказ).
32. Шестеро.Б.Магьамматов.с.175177.
16.05.
Извлечение
нужной
информации из
текста;
составление
Тюркская народная
сказка.с132-133.
Сценка.
памятки, работа в
группах
33. Сыйыр бизге не бере?
23.05.
Обработка и
предъявление
информации: план
текста и пересказ).
30.05.
Создание памяти.
А.Акъаев.с.189.
34. Чему я научился (Подведение
итогов,)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Къумукъ адабиат.Н.Э.Гьажиагьматов.М.А.Висаитова. А.З.Акъаев.
6. . Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
7. Справочно-информационный интернет-портал «Родной язык»: [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://www.gramota.ru
8. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru