Пояснительная записка Воспитательная программа является составной частью системы воспитательной работы в основной школе и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания. Свободный, образованный, здоровый человек – это главное, что определяет развитие страны, её перспективы. Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное становление подростков, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально – чувственной и деятельной сфер личности. «До последнего времени школа у нас была не воспитывающей, а обучающей. А школа должна воспитать человека…» (Д.С. Лихачев). Воспитательная программа направлена на разработку максимального использования компенсаторных возможностей каждого ребенка, создание деловой и социальной ориентации в образовательном и воспитательном процессах для успешной интеграции воспитанников в обществе. Цели и задачи воспитательной работы за 2023-2024 учебный год Цель: формирование у детей гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; воспитание всесторонне развитой, творчески активной, инициативной личность, способной к самореализации. Задачи: 1. прививать детям любовь к школе, добиваться осмысления ими их роли в учебной деятельности; учить детей видеть прекрасное в жизни, в поступках людей; помочь каждому ребенку реализовывать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность; научить сознательной дисциплины, продолжить изучение правил поведения для учащихся. 2. воспитывать навыки бережного отношения к учебным вещам, к школьному имуществу, физически подготовленных, закаленных людей, любовь к родной стране, уважение к народам, населяющих ее, бережное отношение к природе; способствовать вовлечению родителей в воспитательный процесс. 3. развивать сотрудничество учителя и учащихся; оказывать помощь ребенку в его интеллектуальном развитии, способствовать повышению его интереса к учебной деятельности; содействовать развитию инициативы и творческой активности школьников. Ожидаемый результат на конец учебного года: УЧЕНИК 3 класса 1. мотивирован к учебной деятельности, стремится к улучшению её результатов; 2. способен провести самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности; 3. проявляет инициативу и творческий подход к учебной и внеклассной деятельности; 4. стремится к сотрудничеству с учащимися и родителями класса. Характеристика класса. Данный классный коллектив сформировался в 2023 году. В классе 28 учащихся: 9 девочек, 19 мальчиков. До поступления в школу 27 учащихся посещали детский сад, 1 ребенок не был подготовлен к школе. Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень познавательных интересов. В классе есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал. В состав класса входят и дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, с трудом переключают свое внимание с одного вида деятельности на другой, нуждаются в обучающей помощи учителя. К таким учащимся относятся: … Познавательный интерес сформирован в достаточно высокой степени. Дети позитивно относятся к учёбе, большая часть учится с интересом. На уроках ребята активны, любознательны, проявляют устойчивый интерес к любой учебной деятельности. В классе есть дети, которые не подготовлены или плохо подготовлены к школе (… С ними необходимо систематически вести индивидуальную работу. Дисциплина в классе хорошая не только на уроках, но и вне уроков. Основной мотив школьников в учебной деятельности класса — потребность в эмоционально близких контактах. Преобладающий вид деятельности — общение в игре, познание и творчество. Большая часть учеников проявляет достаточно высокий интерес к учению. Учащиеся относятся друг к другу доброжелательно, готовы прийти на выручку. Поведение на уроках в основном хорошее. Учителем ведется разъяснительная работа по правилам поведения на переменах и уроках. Знакомлю их с новыми подвижными играми, довожу до сознания важность соблюдения правил игры. Проведенный срез уровня воспитанности показал, что по классу уровень воспитанности высокий. По мнению учащихся, учителей и родителей, в классе сложился удовлетворительный психологический микроклимат. Все ребята стараются быть доброжелательными, самостоятельными, активными. Важно, что в классе есть ребята с высокой степенью нравственной ориентации, которые влияют на общественное мнение в коллективе. Занятость учеников класса во внешкольных кружках, секциях, творческих объединениях 100 %. Многие дети в коллективе дружелюбны, добры. Вовремя замечено и устранено негативное отношение некоторых ребят к чужим неудачам. У большинства детей отмечается стремление участвовать как в командных, так и в индивидуальных соревнованиях. Причём дети очень эмоционально переживают как успех, так и неудачу. В основном дети легко и радостно идут на контакт. Большинство любят общаться и стремятся к общению. Отношения между мальчиками и девочками хорошие, доброжелательные. В классе ведется работа по формированию общественного мнения, где дети учатся высказывать свои суждения, отношения к поступкам некоторых учеников, оценивать работу товарищей и т.д. Ребята активны, откликаются на любые предложения. Характер взаимоотношений в классе в основном доброжелательный. Класс находится на пер этапе развития коллектива . Дети связаны между собой, класс разделен на две группы: девочки и мальчики. Хорошо знают друг друга и не боятся пойти на встречу друг другу. Присутствует авторитетный центр. Структура устойчива, лидерство присутствует, микрогруппы устойчивы. Есть устойчивые основы МЛО (межличностных отношений). Моя задача, как классного руководителя, в течение оставшихся 2 лет обучения содействовать развитию личности ребёнка, реализации его личностного потенциала, обеспечение условий для успешной социальной адаптации. Основная задача на этот учебный год – начать работу по формированию классного коллектива, обучению детей общению, созданию традиций класса. Достичь этой цели, по моему мнению, можно общими усилиями, в процессе коллективной деятельности, основанной на принципах уважения друг к другу. Важно поощрять и развивать интерес к особенностям каждого члена классного коллектива. Необходимо: 1) начать работу по формированию и сплочению коллектива, выработке единых ценностных норм и правил, которые бы принимали и осуществляли все члены коллектива; 2) способствовать повышению уровня познавательной активности у учащихся с замедленным темпом деятельности, формировать у них познавательную активность, учебную мотивацию; 3) формировать у учащихся адекватную самооценку; 4) укреплять здоровье учащихся, воспитывать бережное отношение учеников к своему здоровью; 5) воспитывать общечеловеческие качества; 6) способствовать развитию познавательных интересов, развитие любознательности, творческой самостоятельности. Для реализации воспитательной работы использованы следующие формы работы: беседы, уроки общения, классные часы, праздники, игры, спортивные соревнования, экскурсии, конкурсы, участие в общественных акциях. Принимают участие в школьных мероприятиях. Во всех семьях созданы условия для успешной учебной деятельности ребенка. Выявлена одна неблагополучная семья. Родители не активны. Большая часть родителей интересуются достижениями своих детей, а также активно принимают участие в учебной и внеклассной деятельности. Взаимоотношения с родителями хорошие, доверительные, конфликтов не наблюдалось. План работы с родителями обучающихся Август: 1. родительское собрание Сентябрь: 1. родительское собрание «Возрастные особенности детей»; 2. анкетирование родителей; 3. уточнение сведений о семьях обучающихся («Банк данных»); 4. выборы родительского комитета и планирование его деятельности. Октябрь: 1. посещение семей; 2. общешкольное родительское собрание; 3. диагностика воспитательных возможностей семей; 4. «Дверь в детство» - совместное КТД-путешествие детей в детство их родителей. Ноябрь: 1. письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности; 2. родительское собрание «Стили воспитания ребенка»; 3. экскурсионная поездка Декабрь: 1.педагогическая консультация для родителей «Как помочь ребенку хорошо учиться»; 2. посещение семей (по необходимости); 3. ключевое дело – «Готовимся к Новому году». Январь: 1. индивидуальные консультации Февраль: 1. тематическая консультация для родителей мальчиков «Как вырастить настоящего мужчину»; 2. совместное КТД «Шоу сорванцов»; 3. посещение семей (по необходимости). Март: 1. тематическая консультация для родителей девочек; 2. час общения «Мамина Гостиная» - совместное мероприятие с детьми. Апрель: 1. письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности; Май: 1. родительское собрание «Школа – до свидания! Школа – здравствуй!» - совместное планирование воспитательной деятельности на следующий учебный год; 2. КТД «Архив класса» - совместное мероприятие с детьми; 3. анкетирование «Удовлетворенность жизнедеятельностью класса»; 4. круглый стол учащихся и родителей «Как прекрасен этот мир!» План родительских собраний 1 четверть (октябрь): Родительское собрание «Основные требования к учебному процессу в новом учебном году» 2 четверть (декабрь): Родительское собрание «Особенности младшего возраста» 3 четверть (март): Родительское собрание «Семейные ценности в современном обществе» 4 четверть (май): Родительское собрание совместно с детьми – итоги года. Индивидуальная работа с обучающимися 1. Установить межличностные контакты с каждым обучающимся. 2. Изучение индивидуальных способностей, специфики условий и процесса развитий. 3. Создать условия в классном коллективе для проявления и развития реального потенциала возможностей обучающихся, реализации социально ценных и личностно значимых интересов и потребностей школьников. 4. Оказание индивидуальной помощи обучающимся, испытывающим затруднения в классном коллективе, отношениях с учителями и другими членами школьного сообщества. 5. Содействовать воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению, саморазвитию. 6. Взаимодействие с родителями. 7. Проводить диагностику обучения, воспитания и развития каждого ученика, учёт их личных достижений. Ежедневно 1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учеников на занятиях. 2. Организация питания учащихся. 3. Организация дежурства в классном кабинете. 4. Индивидуальная работа с учащимися. Еженедельно 1. Проведение мероприятий по плану. 2. Работа с родителями. 3. Взаимодействие с учителями предметниками. 4. Работа с активом класса. Ежемесячно 1. Посещение уроков в своём классе. 2. Взаимодействие с медработником школы, психологом. 3. Встреча с родительским комитетом. Один раз в четверть 1. Сдача отчетности по итогам учебной и воспитательной деятельности. 2. Коррекция плана воспитательной работы на новую четверть. 3. Проведение родительского собрания. Один раз в год 1. Проведение открытого мероприятия. 2. Оформление личных дел учащихся. 3. Анализ и составление плана работы с классным коллективом. 4. Сбор статистических данных о классе. План работы со слабоуспевающими учащимися на 2023-2024 учебный год Мероприятия 1.Диагностика. Проведение контрольного среза знаний учащихся 3 класса. Цель: определение фактического уровня знаний детей, выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидацию. 2.Установление причин отставания слабых учащихся через беседы со школьными специалистами, встречи с родителями, беседа с самим учеником. 3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленных в ходе проверочных работ. 4.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабому ученику. 5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. 6.Поставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости. 7.Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. 8.Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. 9.Учить детей навыкам самостоятельной работы. Срок Сентябрь Сентябрь В течение учебного года В течение учебного года В течение учебного года В течение учебного года В течение учебного года В течение учебного года В течение учебного года № п/п 1 2 Направления воспитательной работы Социальнопсихологическое и этическое направления Патриотическое и экологическое направления 3 Правовое направление 4 Спортивнооздоровительное направление 1 Спортивнооздоровительное направление 2 Духовнонравственное направление Спортивнооздоровительное направление Правовое 3 4 Мероприятия Сентябрь Праздник “День знаний” • Торжественная линейка • Классный час • Презентация кружков • Классный час «Расул Гамзатов» • Экологический флешмоб “Чистая школа” • Классный час “Правила пешехода” Ответственные за организацию и проведение Дата проведения Заместитель директора по ВР Старшая вожатая Классный руководитель Классный руководитель 1 сентября Классный руководитель 3 неделя Классный руководитель Ответственные за эвакуацию 4 неделя Учитель физической культуры Классный руководитель 1 неделя • Всемирный день защиты животных Классный руководитель Старшая вожатая 2 неделя • Профилактическое мероприятие “Вниманиедети!” • Беседа и инструктаж о Инспектор ГИБДД 3 неделя Классный руководитель 4 неделя • Эвакуация Октябрь • Проект “Веселые старты” 2-7 сентября 1 неделя направление 1 2 3 1 Духовнонравственное и патриотическое направления Правовое направление Духовнонравственное направление Патриотическое направление 2 3 4 Этическое и патриотическое направление Духовнонравственное и художественноэстетическое направление 1 Патриотическое направление 2 Правовое направление поведении в ЧС, ТБ дома и в школе Ноябрь • Классный час “Я- гражданин России” • День памяти жертв ДТП. • День правовой помощи детям Классный руководитель 2 неделя Инспектор ГИДД 3 неделя Уполномоченный по правам ребенка Декабрь Волонтеры РДДМ • День Героев России и День неизвестного солдата • Предметная неделя начальных ШМО начальных классов классов Классный руководитель • Мероприятия, посвященные Дню Конституции РФ • Конкурс творческих работ «Новогодний вернисаж» • Утренник «Новогодние приключения» Январь • Мероприятия, приуроченные к 79-годовщине снятия блокады Ленинграда • Классный час «Засветись» 1 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя Классный руководитель, старшая вожатая 4 неделя Классный руководитель 2 неделя Классный руководитель 3 неделя 3 1 2 3 4 1 2 3 4 Социальнопсихологическое и этическое направления Патриотическое направление Патриотическое направление Спортивнооздоровительное и патриотическое направление Социальнопсихологическое и этическое направление Спортивнооздоровительное направление Этическое направление Социальнопсихологическое и этическое направление Патриотическое направление Классный руководитель 3 неделя Классный руководитель 8 февраля • Классные часы • Уроки мужества • Военно-спортивная игра на местности «Зарничка» Классный руководитель 2 неделя Учитель физической культуры 21 февраля • Масленица Старшая вожатая Классный руководитель 4 неделя Классный руководитель Учитель физической культуры Старшая вожатая Классный руководитель 4 неделя Классный руководитель 2 неделя • Тематические классные часы, Классный руководитель посвященные вхождению Крыма и Севастополя в состав 3 неделя Февраль • День российской науки Март • Спортивный праздник «Наша семья- спортивная семья» • Праздничный концерт посвященный международному женскому дню • Акция «Час без телефона» 1 неделя 1 Духовнонравственное и экологическое направление 2 Правовое направление Духовнонравственное направление 3 4 1 2 3 Художественноэстетическое направление Спортивнооздоровительное и патриотическое направления Патриотическое направление Духовнонравственное направление Российской Федерации Апрель • Уборка территории школы Классный руководитель 1 неделя • Игра «У дороги шутки плохи» Классный руководитель Волонтеры школы Классный руководитель • Классный час «Космос-это мы. Гагаринский урок» 2 неделя 3 неделя • «День земли» • Фестиваль «Звездные россыпи» Старшая вожатая 4 неделя Май • Встречи по профилактике ЗОЖ • Единый урок «Урок Победы» Классный руководитель Старшая вожатая 1 неделя • Акция «Сирень Победы» Праздник «Последний звонок» • Торжественная линейка • Классные часы «Вот и стали мы на год взрослее» Волонтеры школы 2 неделя Старшая вожатая Заместитель директора по 3- 4 недели ВР Старшая вожатая Волонтеры школы Классный руководитель