Положение о школьной библиотеке

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ.
I. Общие положения
Библиотека способствует формированию культуры личности обучающихся,
их
адаптации
к
жизни
в
обществе,
созданию
основы
для
осознанного выбора профессии, воспитанию гражданственности, трудолюбия, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье,
формированию здорового образа жизни.
1.2
Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов
субъектов Российской Федерации, решениями управления образования г. ГусьХрустальный, Уставом школы, настоящим Положением, приказами и распоряжениями
директора школы.
1.3
Деятельность
библиотеки
основывается
на
принципах
общедоступности, свободного развития личности.
1.4 Все участники образовательного процесса (учащиеся, педагогические и други е
работники Школы) имеют право на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
1.5
Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и
условия
их
предоставления
определяются настоящим Положением
и
Правилами пользования библиотекой, утвержденными директором школы.
1.6
Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания участников образовательного процесса.
1.7
Организация
обслуживания участников
образовательного
процесса
производится при соблюдении правил и норм техники безопасности и противопожарных,
санитарно-гигиенических требований.
1.1

II. Основные задачи библиотеки.
Основными задачами библиотеки являются:
2.1
Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся,
педагогическим работникам, родителям - доступа к информации, знаниям, идеям,
культурным ценностям
посредством
использования
библиотечно-информационных
pecyрсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических
изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (СД-диски); коммуникативном
(компьютерные сети) и иных носителях.
2.2
Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала.
2.3
Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение пользования книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и
критической оценке информации.
2.4
Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения
новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
III. Основные функции.
3.1
Распространение
знаний
и
другой
информации,
формирующей
библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в
образовательном процессе.
3.2
Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными
программами школы.
3.3
Обеспечение бесплатной учебной литературой в приоритетном порядке льготных
категорий учащихся.
1

3.4
Обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале и по
межбиблиотечному абонементу.
3.5
Ведение справочно-библиографического аппарата с учётом возрастных
особенностей читателей: каталогов и картотек, справочно-информационного фонда.
3.6
Информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов,
родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, проведение с
учащимися занятий по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию
культуры и творческому чтению, привитие навыков и умение поиска информации.
3.7
Обслуживание читателей, нуждающихся в литературе в каникулярное время.
3.8
Библиотечно-информационное обслуживание с учётом запросов читателей.
3.9
Ведение необходимой документации по учёту библиотечного фонда и
обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
3.10
Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых и
массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений
книг, литературных вечеров и викторин).
3.11 Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их
самообразования и профессионального образования.
3.12 Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и
благоприятных условий для обслуживания читателей.
3.13 Участие в работе методического объединения школьных библиотекарей.
3.14 Изучение состояния читательского спроса с целью формирования
оптимального состава библиотечного фонда.
3.15
Исключение из библиотечного фонда непрофильной и излишней
литературы в соответствии с действующими нормативами.
3.16
Обеспечение требуемого режима хранения и сохранности библиотечного
фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном
помещении.
3.17 Организация работы по сохранности библиотечного фонда.
IV. Организация деятельности библиотеки.
4.1
Основное условие деятельности библиотеки – это наличие первоначального
фонда, стабильного источника финансирования для комплектования литературы, штатной
единицы, ответственной за сохранность фонда и обслуживание читателей, а также
соответствующих санитарным нормам помещения и оборудования.
4.2
Ответственность за создание необходимых условий для деятельности библиотеки
несет директор школы.
4.3
Ответственность за сохранность
оборудования и имущества библиотеки,
библиотечного фонда, а также систематичность и качество комплектования основ фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с утвержденным перечнем
учебников, в соответствии с федеральным перечнем учебников и учебно-методических
изданий несет библиотекарь.
4.4
Режим
работы
библиотеки
определяется
библиотекарем
в
соответствии
с
правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения.
При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
• одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание читателей не
производится;
• не менее одного раза в месяц — методического дня.
V. Управление. Штаты.
5.1
Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляют: заместитель
директора школы по ВР- в части планирования и организации воспитательной и
просветительской работы с учащимися и родителями, заместитель директора по УВР - в
части комплектования учебного фонда в соответствии с утвержденным перечнем
2

учебников.
5.2
Руководство
библиотекой
осуществляет
библиотекарь, который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед директором школы, обучающимися,
их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты
деятельности библиотеки
в соответствии
с функциональными
обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом
школы.
5.3 Библиотекарь
назначается
директором школы, является
членом
педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы.
5.4 На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную
подготовку,
соответствующую
требованиям квалификационной
характеристики
по
должности
и
полученной специальности,
подтвержденную
документами об образовании и (или) квалификации.
Методическое сопровождение деятельности библиотеки
обеспечивает специалист
(методист)
по
учебным
фондам
и
школьным
библиотекам
городского
информационно-методического центра.
5.5
Библиотекарь
разрабатывает
и
представляет руководителю
общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:
а)
положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б)
график режима работы библиотеки;
в)
положение о платных услугах библиотеки;
г)
заявки на учебную литературу;
д)
планово-отчетную документацию.
5.6
Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность.
Совмещение
библиотечно-информационной
и педагогической
деятельности
осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе в пределах,
установленных директором школы.
5.7
Трудовые отношения работников библиотеки и школы регулируются
трудовым договором, условия
которого
не должны противоречить законодательству
Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки.
6.1
Работники библиотеки имеют право:
а)
самостоятельно
выбирать
формы,
средства
и
методы
библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в
соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о
библиотеке;
б)
проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией пo учету
библиотечного фонда;
д)
определять
в
соответствии, с
Правилами
пользования библиотекой,
утвержденными директором школы виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного
пользователями библиотеки;
е)
вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том
числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную
работу, не входящую в
круг основных обязанностей работников библиотеки; по
компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда.
ж)
участвовать управлении школой в порядке, определяемом уставом Школы;
з)
иметь ежегодный отпуск
28 календарных дней
и дополнительный
оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и
руководством
школы или
иными
локальными нормативными актами;
и)
быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
3

предусмотренным для работников образования и культуры;
к)
участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации работе
библиотечных ассоциаций пли союзов.
6.2
Работники библиотек обязаны:
а)
обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
б)
информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в)
обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г)
формировать фонды в соответствии с утвержденным перечнем учебников на основе
федерального перечня учебных изданий, образовательных программ общеобразовательного
учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
д)
совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное
обслуживание пользователей;
е)
обеспечивать
сохранность
использования
носителей
информации,
их
систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой
Школы;
з) отчитываться
в
установленном
порядке
директору школы;
и) повышать квалификацию.

VII. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1

Пользователи библиотеки имеют право:

а) получать
полную
информацию
о
составе
библиотечного
фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать
консультационную
помощь
в
поиске
и
выборе
источников
информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания,
аудиовизуальные документы и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать
тематические,
фактографические,
уточняющие
и
библиографические справки на основе фонда библиотеки;
ж) получать
консультационную
помощь
в
работе
с
информацией на
нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
и) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу Школы
и Положению о платных услугах, утвержденному директором школы;
к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к заместителю директора по НМР.
7.2
Пользователи библиотеки обязаны:
а)
соблюдать правила пользования библиотекой;
б)
бережно относиться к произведениям печати (не вырывать,
не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам па различных
носителях, оборудованию, инвентарю;
в)
поддерживать порядок расстановки документов
в
открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
д)
убедиться при получении документов
в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за
обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е)
расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение:
обучающиеся 1- 2 классов);
ж)
возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
4

з)
заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи равноценными, либо
компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
школе.
7.3
Порядок пользования библиотекой:
а)
запись
обучающихся общеобразовательного
учреждения
в
библиотеку
производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и
иных работников общеобразовательного учреждения, родителей
(иных законных
представителей) обучающихся — по паспорту;
б)
перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
в)
документом,
подтверждающим
право
пользования библиотекой, является
читательский формуляр;
в)
читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4
Порядок пользования абонементом:
а)
пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух
документов одновременно;
б)
максимальныe сроки пользования документами:
- учебники, учебные пособия — учебный год;
-научно-популярная, познавательная, художественная литература — 1 месяц;
-периодические издания, издания повышенного спроса — 15 дней;
в)
пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует
спрос со стороны других пользователей.
7.5
Порядок пользования читальным залом:
а)
документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б)
энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном
экземпляре документы, выдаются только для работы в читальном зале.
7.6
Порядок работы с компьютером:
а)
работа с компьютером участников образовательного процесса производится
графику, утвержденному директором школы и в присутствии заведующей библиотекой;
б)
разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух
человек одновременно;
в)
пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации
после предварительного тестирования его заведующей библиотекой;
г)
по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен
обращаться к заведующей библиотекой; запрещается обращение к ресурсам Интернета,
предполагающим оплату;
д)
работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим нормам.

5

8. Порядок обеспечения бесплатной учебной литературой учащихся.
8.1
Учебная литература выдается во временное пользование учащимся в порядке
следующей очередности:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в т.ч. находящиеся под
опекой и
попечительством;
2) дети-инвалиды;
3) дети одиноких матерей (отцов);
4) дети из многодетных малообеспеченных семей;
5) дети военнослужащих срочной службы;
6) дети участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС;
7) дети беженцев и вынужденных переселенцев;
8) дети безработных родителей, состоящих на учете в службе занятости;
9) дети, чьи родители погибли в местах боевых действий;
10) дети из семей, в которых среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум;
11) дети работников Школы;
12) дети, чьи родители внесли значительный вклад в пополнение школьного книжного
фонда.
Дети других категорий при наличии библиотечного фонда обеспечиваются учебниками по
решению администрации школы, которое принимается на основании ходатайства классного
руководителя по согласованию с родительским комитетом класса.
8.2 Социальный педагог ежегодно на конец учебного года формирует и представляет
библиотекарю регистр учащихся, относящихся к льготным категориям, обозначенным в п. 8.1,
осуществляет контроль за соблюдением первоочередного обеспечения учебниками льготной
категории учащихся.
8.3 Библиотекарь с учетом имеющейся учебной литературы в фондах библиотеки ОУ
определяет общую потребность в учебниках учащихся, в том числе и потребность в них
льготной категории учащихся, учитывает полученные данные при формировании очередной
заявки на учебную литературу.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89282186905

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».