ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ. I. Общие положения Библиотека способствует формированию культуры личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, созданию основы для осознанного выбора профессии, воспитанию гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формированию здорового образа жизни. 1.2 Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями управления образования г. ГусьХрустальный, Уставом школы, настоящим Положением, приказами и распоряжениями директора школы. 1.3 Деятельность библиотеки основывается на принципах общедоступности, свободного развития личности. 1.4 Все участники образовательного процесса (учащиеся, педагогические и други е работники Школы) имеют право на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами. 1.5 Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются настоящим Положением и Правилами пользования библиотекой, утвержденными директором школы. 1.6 Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания участников образовательного процесса. 1.7 Организация обслуживания участников образовательного процесса производится при соблюдении правил и норм техники безопасности и противопожарных, санитарно-гигиенических требований. 1.1 II. Основные задачи библиотеки. Основными задачами библиотеки являются: 2.1 Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных pecyрсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (СД-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях. 2.2 Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала. 2.3 Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользования книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации. 2.4 Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. III. Основные функции. 3.1 Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе. 3.2 Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами школы. 3.3 Обеспечение бесплатной учебной литературой в приоритетном порядке льготных категорий учащихся. 1 3.4 Обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале и по межбиблиотечному абонементу. 3.5 Ведение справочно-библиографического аппарата с учётом возрастных особенностей читателей: каталогов и картотек, справочно-информационного фонда. 3.6 Информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, проведение с учащимися занятий по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умение поиска информации. 3.7 Обслуживание читателей, нуждающихся в литературе в каникулярное время. 3.8 Библиотечно-информационное обслуживание с учётом запросов читателей. 3.9 Ведение необходимой документации по учёту библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком. 3.10 Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, литературных вечеров и викторин). 3.11 Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их самообразования и профессионального образования. 3.12 Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и благоприятных условий для обслуживания читателей. 3.13 Участие в работе методического объединения школьных библиотекарей. 3.14 Изучение состояния читательского спроса с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда. 3.15 Исключение из библиотечного фонда непрофильной и излишней литературы в соответствии с действующими нормативами. 3.16 Обеспечение требуемого режима хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении. 3.17 Организация работы по сохранности библиотечного фонда. IV. Организация деятельности библиотеки. 4.1 Основное условие деятельности библиотеки – это наличие первоначального фонда, стабильного источника финансирования для комплектования литературы, штатной единицы, ответственной за сохранность фонда и обслуживание читателей, а также соответствующих санитарным нормам помещения и оборудования. 4.2 Ответственность за создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы. 4.3 Ответственность за сохранность оборудования и имущества библиотеки, библиотечного фонда, а также систематичность и качество комплектования основ фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с утвержденным перечнем учебников, в соответствии с федеральным перечнем учебников и учебно-методических изданий несет библиотекарь. 4.4 Режим работы библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение: • двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы; • одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание читателей не производится; • не менее одного раза в месяц — методического дня. V. Управление. Штаты. 5.1 Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляют: заместитель директора школы по ВР- в части планирования и организации воспитательной и просветительской работы с учащимися и родителями, заместитель директора по УВР - в части комплектования учебного фонда в соответствии с утвержденным перечнем 2 учебников. 5.2 Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы. 5.3 Библиотекарь назначается директором школы, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы. 5.4 На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам городского информационно-методического центра. 5.5 Библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы: а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; б) график режима работы библиотеки; в) положение о платных услугах библиотеки; г) заявки на учебную литературу; д) планово-отчетную документацию. 5.6 Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе в пределах, установленных директором школы. 5.7 Трудовые отношения работников библиотеки и школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. VI. Права и обязанности библиотеки. 6.1 Работники библиотеки имеют право: а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о библиотеке; б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; в) определять источники комплектования информационных ресурсов; г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией пo учету библиотечного фонда; д) определять в соответствии, с Правилами пользования библиотекой, утвержденными директором школы виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; е) вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда. ж) участвовать управлении школой в порядке, определяемом уставом Школы; з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством школы или иными локальными нормативными актами; и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, 3 предусмотренным для работников образования и культуры; к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации работе библиотечных ассоциаций пли союзов. 6.2 Работники библиотек обязаны: а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов; г) формировать фонды в соответствии с утвержденным перечнем учебников на основе федерального перечня учебных изданий, образовательных программ общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой Школы; з) отчитываться в установленном порядке директору школы; и) повышать квалификацию. VII. Права и обязанности пользователей библиотеки 7.1 Пользователи библиотеки имеют право: а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; д) продлевать срок пользования документами; е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием; з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; и) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу Школы и Положению о платных услугах, утвержденному директором школы; к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к заместителю директора по НМР. 7.2 Пользователи библиотеки обязаны: а) соблюдать правила пользования библиотекой; б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам па различных носителях, оборудованию, инвентарю; в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1- 2 классов); ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки; 4 з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой; и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе. 7.3 Порядок пользования библиотекой: а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту; б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно; в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 7.4 Порядок пользования абонементом: а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; б) максимальныe сроки пользования документами: - учебники, учебные пособия — учебный год; -научно-популярная, познавательная, художественная литература — 1 месяц; -периодические издания, издания повышенного спроса — 15 дней; в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 7.5 Порядок пользования читальным залом: а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы, выдаются только для работы в читальном зале. 7.6 Порядок работы с компьютером: а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится графику, утвержденному директором школы и в присутствии заведующей библиотекой; б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно; в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его заведующей библиотекой; г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к заведующей библиотекой; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату; д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим нормам. 5 8. Порядок обеспечения бесплатной учебной литературой учащихся. 8.1 Учебная литература выдается во временное пользование учащимся в порядке следующей очередности: 1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в т.ч. находящиеся под опекой и попечительством; 2) дети-инвалиды; 3) дети одиноких матерей (отцов); 4) дети из многодетных малообеспеченных семей; 5) дети военнослужащих срочной службы; 6) дети участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС; 7) дети беженцев и вынужденных переселенцев; 8) дети безработных родителей, состоящих на учете в службе занятости; 9) дети, чьи родители погибли в местах боевых действий; 10) дети из семей, в которых среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум; 11) дети работников Школы; 12) дети, чьи родители внесли значительный вклад в пополнение школьного книжного фонда. Дети других категорий при наличии библиотечного фонда обеспечиваются учебниками по решению администрации школы, которое принимается на основании ходатайства классного руководителя по согласованию с родительским комитетом класса. 8.2 Социальный педагог ежегодно на конец учебного года формирует и представляет библиотекарю регистр учащихся, относящихся к льготным категориям, обозначенным в п. 8.1, осуществляет контроль за соблюдением первоочередного обеспечения учебниками льготной категории учащихся. 8.3 Библиотекарь с учетом имеющейся учебной литературы в фондах библиотеки ОУ определяет общую потребность в учебниках учащихся, в том числе и потребность в них льготной категории учащихся, учитывает полученные данные при формировании очередной заявки на учебную литературу. 6